NEZEM (О руководителе)

Мезенцев Иван Валерьевич

преподаватель кафедры теологии и религиоведения.

1991 г.р. Образование: ДВФУ (теолог-преподаватель, 2012), Владивостокское Духовное училище (чтец, 2011).

Основные интересы: религиозно-философская метафизика, религиозная апологетика

СПИСОК ОСНОВНЫХ  ПУБЛИКАЦИЙ:

Нехристианские воззрения на человека в свете православного понимания личности: сравнительный анализ // Религия. Культура. Человек: сб. науч. статей /науч. ред., сост. А.В. Здор. Вып. V/VI. Владивосток:  Изд-во Дальневост. федер. ун-та, 2010. С.38-45.

Трактовка смерти и посмертной участи человека в исламской традиции: православный взгляд // Религия. Культура. Человек: сб. науч. статей /науч. ред., сост. А.В. Здор. Вып. V/VI. Владивосток:  Изд-во Дальневост. федер. ун-та, 2010. С.45-50.

Сравнительный анализ подходов к проблеме происхождения души в православном и католическом богословии // Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия: сборник научных статей / Сост., науч. ред. А.В. Здор. Вып. III. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2012. С.173-182.

Проблема соотношения всеведения Бога и свободы человека в свете православного вероучения  // Религия. Культура. Человек: сборник научных статей / Сост., науч. ред. А.В. Здор. Вып. VII. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федер. ун-та, 2012. С.7-18.

Вопрос об  участии родителей в происхождении человеческой души с точки зрения  православной антропологии // Религия. Культура. Человек: сборник научных статей / Сост., науч. ред. А.В. Здор. Вып. VII. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федер. ун-та, 2012. С.37-42.

Дискуссионные аспекты религиозно-философского учения о личности в наследии В. Н. Лосского // Актуальные проблемы отечественной духовной и интеллектуальной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под ред С.В. Пишуна. – Уссурийск: Филиал ДВФУ, 2012. С. 35 - 41.

Антропологические и культурологические импликации христианского учения о происхождении души // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: Сборник материалов VIII Молодежной международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Ж.А. Мингалёвой, С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 31 – 36.

Антропологические аспекты учения о «первородном грехе» в православном и католическом богословии // Современная российская наука глазами молодых исследователей: Сб. статей (по итогам II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов). Т. 1. / Научн. ред. Я. А. Максимов. – Красноярск: Изд. Научно-инновационный центр, 2012. С. 11 – 18.

Особенности православной антропологии: "византийский след" в церковном вероучении // Византийский след в культуре и искусстве Тихоокеанского побережья в пространстве полилога Китай-Корея-США-Австралия-Россия: материалы международной научной конференции. Владвосток: Дальнаука, 2012. С. 270 -272.

Концептуальные основания православной антропологии // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. Материалы ежегодной научной конференции студентов и аспирантов Школы гуманитарных наук ДВФУ. - Издат. дом Дальневост. федерал. ун-та, 2012. - С. 170-173.

Возможность создания искусственного интеллекта и перемещений во времени в религиозно-философской парадигме христианства (выступление на Первом всероссийском съезде религиоведов, 2012)

Сектантство как мировоззренческий тип (выступление на конференции в г. Омск по государственно-конфессиональным отношениям)

Влияние католической схоластики на русский духовно-академический теизм как историко-философская проблема // Евангелие в контексте современной культуры: Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Белгород: ИД «Белгород» НИУ БелГУ, 2013. С. 137-142.

Интерпретация римо-католической концепции происхождения души православным духовно-академическим теизмом второй половины XIX - начала XX вв. // Семья и общество: теория и практика решения актуальных проблем : сборник научных трудов / под. ред. Н.С. Сыроед, Е.Ю. Костиной. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2014. - С. 16-26.

Человек в онто-гносеологическом контексте доктрин мировых религий: сопоставление проблемных аспектов (в печати)

Опыт структурного представления философско-богословской терминологии святых отцов (в печати)

Способы самообоснования ислама в русскоязычном Интернете в контексте исламо-христианского диалога: опыт систематизации (в печати)

Религия как исполнение Безусловного: опыт философско-феноменологического определения религии (в печати)

Онтологическая проблематика евхаристологических дискуссий в трудах представителей русской духовно-академической философии конца XIX - начала XIX вв. (в печати)

Парадигмальная оценка философских концепций А. Розмини и В. Джоберти в метафизике В.Ф. Эрна: к вопросу о характере межконфессиональной конфронтации религиозно-философских традиций римо-католицизма и православия (в печати)

Римо-католическая  концепция Абсолюта в оценке православного духовно-академического теизма  конца XIX - начала XX вв. (в печати)

КРИТИКА

"Личностные перегибы" в современном православном богословии и гармоничная онтология святых Отцов (критическая заметка на отрывок из учебного пособия ПСТГУ)

АПОЛОГИЯ

Плоды как критерий и критерии плодов (контраргументация Свидетелям Иеговы)

Полемика со Свидетелем Иеговы: деконструкция принципа Sola Scriptura и смежных с ним концептов 

(light-полемика на интернет-форуме под ником "оФилософос")

ЧЕРНОВИКИ

Какова же  онтология личности в православной антропологии?  (черновые рассуждения)

СТИХОТВОРЕНИЯ

1) Философские:

Что такое модерн?
Это серый бетон,
В кабинетах которого тырят бозон.
Это душный асфальт,
Грустно-пахнущий дым.
Это все не мое.
Мы модерн не простим.
Это бешеный темп,
Это крик в никуда,
Это скучный рассвет
И фальшивое "да".
Это пьяный конец,
Это глянцевый мрак.
Да уйди ж наконец -
Мир не светится так!
Тебя нет в Бытии,
Ты угрюмая блажь;
Ты понятна своим,
Для меня ты - мираж.
Ты никчемный развод
На помойках авто
Нет людей - ты завод
Заводящий ничто.
Но настанет, проклятый,
Крещенье твое...
Возроди, Боже Святый,
Созданье мое!

От потомка Адама, в котором все согрешили.
Который полтора часа едет в маршрутке в осенний дождь по мертвым улицам города у моря.

СТРАСТИ ПО ХАЙДЕГГЕРУ

Кто удивлялся наличию, тот поймет.

Выходи, Декарт, на закате дней,
Посмотри, Декарт, на своих коней!
Кони выдохлись, кони пить хотят!
Дай воды живой
Христиан-ягнят!
Где найти нам конечной истины?
Углубиться ли нам в материю,
Запульнуть ли нам в космос скляночки?
Умолчи ты, наивный сказочник!
Бытия стороны изнаночной
Ты не жаждешь узнать, а надо бы.
Ведь глубинная сущность сущего -
В недосказанном, недомыслимом,
Недопонятом, недопринятом,
Недоявленном, незахваченном.
Недосказанность эта великая
Во мире явленном гулко деется.
Недосказанность логос хитрый есть,
Логос хитростный, недо-логосность.
И тревожит он, и зовет к себе
Светом темностным, вышесветлостью.
И не в том ведь есть сущность сущего,
Чтобы есть нам с тобой материю,
Чтобы хламиком пичкать внутренность,
Залепляя субъекта пропасти.
В недосказанном тайна видится,
Тайна слышится и страдается,
Но она - не секрет запрятанный
За покровом явлений сущего,
Ведь она есть кокетка странная,
Сердце ужасом закусившая
Проникая собой все сущее.
А явления, как же, родимые?
Прорастают они в недосказанном,
Недомыслимом, недослышимом,
И благим облекаются качеством
Лишь когда с недосказанным мыслимы.
В недосказанном сущим приказано,
Быть таким и таким в изменениях;
В недосказанном сущее сказано,
Недосказанным сущее деется.
Недосказанность эта не глупая,
Не глухая и не раздолбайская!
Только взору ума близорукого
Она кажется бездной унылою.
И не личность там, не безличное,
По земным мудрованьям понятное.
Все там вобрано, и на самом дне
Только тайна сверхсущей наличности...
Все там вобрано, и на высоте
Только тайна сверхсущей наличности...
Там не-сущее, мир несущее
На ручоночках тайны рождающей…
Слухом духа слышь и в себя вдохни
То дыханье сверхсущей наличности.
Недосказана сущность сущего…
Ну и Бог с ней, пускай останется!
Недосказанным мир наш полнится,
А умы тайникам ругаются!
Недосказанным мир не портится!
Умолчите, умы близорукие!
Недосказанным сущее строится
Недомыслимой силою Троицы.
Ты почувствуй своим позвоночником
Экзистенции личной зияние.
Под субъектами мир расступается
Бездна тайная раскрывается!
За объектами - тоже тайное
И великое жизни таинство
Под субъектами и объектами
Тайна тайная и единая.
Это глубже хваленных структурностей
Популярного ныне иррацио.
Трепещите, субъекты декартовы -
Поджидает вас смерть в недосказанном,
Недомыслимом, недопонятом и невидимом...
Смерть в рождение, во спасение. (сентябрь, 2014)

2) Богословие

Пасхальное слово свт. Григория Богослова (переложенное мной на стихи)

1.

«Безначальный, Бесконечный,
Бытие в Себе Самом…
Необъятный, Сущий, Вечный,
Оттеняемый Умом…

Убегаешь исчерпанья,
Привлекая нас к Себе
Очищения желаньем
Быть подобными Тебе…

В Триединстве нераздельный:
Таинство для высших сил…
Для познанья беспредельный:
Нас на раменах носил…

Не замкнувшийся в блаженстве
Всех к открытости призвал…
Пребывая в совершенстве,
Из несущих нас воззвал…

Устроителю Разумный
Всем гармонию придал…
Всемогуществом Преумный
Чуждых естеством создал…

Как Премудрый благ Податель,
Ум и чувство вкупе слил…
И свободы Обладатель
Нас свободою почтил…

Человека созидая,
Бог создал благой закон,
Чтоб, свободу упражняя,
Он украсил свой хитон.

Змей польстил – жена вкусила,
И Адам препобежден…
В сердце нашем злая сила
Поселилась с тех времен…

Через грех живём в изгнаньи,
Стала риза-плоть грубей…
Смерть - не просто наказанье:
Зло – конечно; жизнь – длинней…

Не Желавший смерти павшим
Грех законом преграждал…
И в борьбе с грехом уставшим
Средство Вечное послал.

2.

Бестелесный и Превечный,
Слово Божие Само,
Безначальный, Бесконечный,
Вечной радости Тепло…

Жизни истинно прекрасной
И бессмертья Господин,
Свет от Света ипостасный
Он с Отцом Своим един.

Ради плоти – плоть Он носит –
Образ к образу пришел…
Очищением возносит
Всех – ради кого сошел.

Дева в чреве Бога носит –
Средоточие чудес!
Сам Себя нам преподносит:
Святость душ и новь телес.

Несказанное смешенье!
Присный – начал бытие!
Сверхземное растворенье -
Новой жизни питие.

Необъемлемый – объялся,
Истощившись до земли,
Чтобы каждый – причащался
Полноте Его любви.

Образ свой не сохранивший,
Исказивший плоть свою,
Я – больной, Он – Исцеливший –
Образ спас и жизнь в раю.

Лучшее всем Даровавший –
Худшее воспринял Бог…
Свет узрел во тьме искавший
Всеспасительный Восток.

Дольних с горним примиряя,
Избавляет от греха…
Ветхих новым освящая,
Пасху дарит на века.

3.

Сластолюбием упала
Первозданная семья…
Правда Божия восстала,
Поврежденья не терпя.

Он не доломал кривого
Выпрямляющей Рукой…
Избирая для больного
Кроткий способ и благой.

Жертва вечная, живая –
Совершенна в Божестве,
Через Бога пребывая
В освященном естестве.

Исполнение пророков,
Призирая с высоты,
Не дает пустых уроков -
Бог превыше суеты.

Пасха ветхая напомнит:
Люди ждали испокон,
Что Господь Собой исполнит
Всех пророков, весь закон…

Иго благо – в воздаяньи,
Жизнь по Богу – такова:
Вся в посте и покаяньи –
Образ – горькая трава.

Запрещая согрешенья,
Он вменяет нам в вину
Все греховные движенья:
И внутри, и наяву.

В чистоте вкушая Пасху,
Ты свяжи чресла свои…
Самости отвергни ласку
Для спасения стези.

Обувь ветхую снимая,
Приступи к Горе Святой,
Тайны Жизни принимая,
С верой твердой и простой.

Из Египта выйди с Богом:
Он в пустыне укрепит,
Подведя конец тревогам,
Чудно бури укротит.

4.

Пир и тайна Пасхи Вечной!
Он страдал, уча страдать,
В новом бытии сердечном
Букву духом наполнять.

Не лукавому, не змию
Кровь Христова пролилась…
Нас избавил чрез Мессию
Сам Господь, имея власть.

Змий низложен Крестной Жертвой…
Сохранивши образ свой,
Бездыханный, грузный, мертвый,
Побежденный Высотой.

Причастимся Пасхи Новой
Откровенней, чем тогда,
Но по образу Христовой,
Совершенной навсегда.

Принесем хваленье Богу,
В жертву же – самих себя…
Изберем Его дорогу,
Сострадая и любя…

Крест возьмем, как Симон древний,
Как разбойник, воззовем…
Чтоб воскреснуть с Невечерним, 
Вместе с Господом умрем…

Плоть Свою зажег Свечою,
Вымел комнату грехов…
Образ, найденный Собою,
Свободил больных замков.

Богом был и Человеком,
Пострадав, подобно нам,
Целость возвращал калекам,
Свет – в безверии слепцам.

Сам Себя Он в жертву предал – 
Власть благую проявил…
Но, Распятый, был Он предан –
Так Отец благоволил…

Приняв все страданья вольно,
Страждет Слово столько лет:
Отрицая добровольно,
Люди верят: «Бога нет!»

5.

Бытие дано нам в радость,
Древо – славу улучить…
Рай – чтобы познали сладость
Из себя добро творить.

Заповедано пощенье,
Чтоб свободу утвердить,
Укрепив произволенье
Духом жить и не грешить.

Завистью мы обольстились,
Пали, преступив закон…
Бросив пост, не причастились,
Счастью сделавши препон.

Но пришёл Единый Сильный
Мертвых духом оживить:
В благодати Изобильный
Жаждет нас совоскресить.

Умертвился Воплощенный –
Очищенье нам подать…
Воскрешен соумерщвленный – 
Чтобы в славе пребывать!

Тварь Страдальцу сострадала
В день распятия Христа:
Божество предпоказала
Чудесами у Креста.

Сущих в гробе воскрешенье –
Это сень грядущих вех…
Чудо нашего спасенья
Удивительнее всех.

Капли Крови драгоценной
Целый мир воссоздают:
Как закваской, полноценно
Единят и жизнь дают.

Словом Силы Содержащий,
Богочеловек Христос,
Бог Воскресший, Настоящий,
В мир спасение принес!», -

Вострубил святой Григорий
Благовестие с небес…
Чтобы с дальних территорий
Донеслось: «Христос воскрес!»

2010

Пасхальное слово свт. Иоанна Златоуста (переложенное мной на стихи)

Дар с небес,
Живая Манна:
Бог – воскрес,
Христу – осанна!

Гроб – пустой:
Где смерти жало?
Бог – живой,
Ее не стало.

Смерть верей
Не удержала:
Бог – твердей
Ее кинжала.

Ад разбит,
Пленённый Светом:
Бог – блестит
Во тьме рассветом.

Дьявол пал
И ад – низвержен:
Бог – восстал,
Ничем не сдержан.

Мир покрыт
Его дарами:
Бог – живит,
Спасенье с нами!

Он – воскрес,
Принявший «наше»:
Бог чудес,
Всесильне Блаже!

3) Любовные юношеские:

Любовный акростих

Я хочу среди метели 
Подарить тебе тепло… 
Отживаются недели, 
Дождик плачет на стекло… 
А любовь всегда поможет 
Рай услышать на земле: 
Юность светом растревожит, 
Тронув капли на стекле… 
Единение святое 
Буду видеть по губам... 
Ей не обрести пустое, 
Вняв моим простым мольбам… 
Едкости не будет звука – 
Чувства знают тишину, 
Не подпустят злую скуку, 
Охраняя глубину… 
Если буду я с тобою, 
Ты любви увидишь свет! 
Если брань – собой закрою, 
Пусть исполнится завет… 
Листьев шум не обретаю 
От твоих святых шагов: 
Их повсюду ожидаю – 
Легких, словно жемчугов… 
Южный ветер пусть коснется 
Бережно сказав тебе: 
Он приедет, он вернется, 
Верный истинной судьбе… 
Ь 
!

Любовный акростих №2

Милый и родной цветочек, 
Ангел добрый во плоти... 
Ровный, беленький платочек 
И узоры на груди… 
Ясный взгляд, всегда манящий 
Сладкой силой чистоты, 
Аромат в тебе блестящей 
Многоликой красоты… 
А с небес сияют звезды: 
Я их видом утомлён: 
Как, разбив седые версты, 
Рассказать, как я влюблён? 
Ангелом во сне явиться, 
Сладкий сон нарушив твой? 
Или просто помолиться 
Всей пылающей душой? 
Алому сказать рассвету 
Я в безумии хочу: 
Донеси ей мысль эту, 
Если я не докричу! 
В ночь – опять воспоминанья 
Утром – снова я воскрес… 
Шаг за шагом жду свиданья 
Как видения с небес… 
А пока – терплю ненастья, 
Но всегда живу тобой… 
Ах, какое это счастье – 
Слышать милый голос твой, 
Вспомнить имечко родное, 
Если делят города… 
Ты откроешь в нас святое, 
Если скажешь слово «Да…» 
!

Приветствую Вас Гость